Зал «Хлеб в блокадном Ленинграде»

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Наступление шло стремительно. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили город Шлиссельбург, стоящий у истоков Невы, окружив Ленинград с суши. Началась блокада, которая продолжалась 872 дня.

От бомбежек за годы войны погибло более 25 тысяч мирных жителей, и это только 3% от общего количества людей, погибших в блокаду, остальные 97% умерли от голода.

До войны Ленинград обеспечивался продуктами питания за счет их непрерывного подвоза. 18 июля 1941 года для жителей Ленинграда и области решением СовНарКома была введена карточная система

Хлебные нормы в сентябре-ноябре 1941 года снижались пять раз для всех категорий. Зависело это от поступления продовольствия в город. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года для большей части жителей Ленинграда норма составила всего 125 грамм. Этот период в истории города называют «смертным».

Государственная цена на хлеб до января 1942 года составляла 1 рубль 70 копеек за килограмм, с января 1 рубль 90 копеек. На «черном» рынке же в декабре 1941 года цена на 1 килограмм хлеба колебалась от 300 до 500 рублей и выше.

Производство хлеба на заводах блокадного Ленинграда не останавливалось ни на один день, ведь от этого зависела жизнь сотен тысяч людей. В городе работало 13 хлебозаводов и несколько пекарен. С началом блокады основными видами выпускаемой продукции становятся формовой хлеб и ржаные сухари.

Специалисты Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения проводили работы по изысканию заменителей пшеничной и ржаной муки, растительного масла для смазки хлебных форм, по уточнению технологий приготовления хлеба с заменителями с учетом сохранения качества хлеба, по повышению пищевой ценности ржаного хлеба.

Хлеб выпекали на всех хлебозаводах города. Состав примесей менялся очень часто в зависимости от их наличия на производстве, но каждый раз его нужно было согласовать с городскими властями и Военным советом фронта. Долгое время технологию изготовления блокадного хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «для служебного пользования» и даже «секретно».