«Атрибут дальних странствий» (к Международному дню чая)
История чая в России начинается с 1638 года. Монгольский хан Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу необычный подарок: 4 пуда чайного листа. Царский посол удивился и даже немного обиделся: все-таки мы дарили соболей и золотые украшения. Но при дворе как-то быстро распробовали и оценили напиток.
Прошло много времени, прежде чем чай стал доступен всему населению, а чаепитие превратилось в церемонию и настоящую традицию. Чай хранили в специальных чайницах (стеклянных или фарфоровых). На стол стали выставлять чайный прибор (чашки, блюдца, сахарница, молочник). Для самовара рядом с большим столом ставили специальный самоварный столик.
Дамам полагалось пить чай из фарфоровых чашек, мужчины наливали чай в стеклянные стаканы, а, чтобы не обжечься, стакан помещали в подстаканник.
Подстаканник. Нач. ХХ в. Царство Польское, Варшава. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Историки утверждают, что подстаканник впервые появился в России в XVIII веке. Хотя иногда можно встретить работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана.
Подстаканник. Нач. ХХ в. Царство Польское, Варшава. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Первые подстаканники были очень просты и по форме, и по оформлению. В Туле на заводе, который производил оружие, выпускали подстаканники из латуни. Они были дешевы и доступны для простого народа.
Но уже к середине XIX века подстаканниками заинтересовались ювелиры и начали изготавливать их из серебра, как и другие предметы сервировки. И серебряные подстаканники становятся символом благополучия и статусной вещью. Их выпускали на крупных заводах и в частных мастерских. Их делали на заказ в разных стилях (ампир, модерн, классицизм) и техниках, украшали эмалью, орнаментами и фигурками.
Подстаканник. Нач. ХХ в. Царство Польское, Варшава. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
На подстаканнике можно было увидеть вензель владельца, цветы, фрукты, гирлянды. У него даже появились ножки – в виде завитков или желудей.
Подстаканник. Нач. ХХ в. Царство Польское, Варшава. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Подстаканники как произведения искусства создавали именитые ювелиры и даже сам Карл Фаберже.
Подстаканник. Нач. ХХ в. Царство Польское, Варшава. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
После 1917 года подстаканники остались как предмет быта, но выпускать их стали в меньших количествах.
В 1930-х годах к нему вернулась былая популярность. Он стал символом домашнего уюта. Но особенно подстаканники полюбились чиновникам – на каждом столе, покрытом зеленым сукном, обязательно стоял стакан в подстаканнике.
Тематика изображений на подстаканнике в это время поменялась - первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики, танки и даже портреты вождей.
Подстаканник. 1930-е - 1950-е гг. Ленинград. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Подстаканник. 1930-е гг. СССР. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
В послевоенное время начали выпускать подстаканники из алюминия, нержавеющей стали и мельхиора (он считался самым роскошным). Хотя на некоторых заводах производили и серебряные, украшенные горячей эмалью или чернью.
Подстаканник. 1950-е гг. УССР, Киев. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Подстаканник. 1950-е гг. Ленинград. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Подстаканник. 1970-е гг. Ленинград. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба
Главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. И сейчас невозможно представить себе поездку на поезде без ароматного чая и позвякивания ложечек в стаканах!
В 1960-х годах подстаканник постепенно исчез со стола, но получил новую роль в качестве подарка и сувенира.
Подстаканник (береста). 1970-е гг. РСФСР, Горьковская обл. Из коллекции Санкт-Петербургского музея Хлеба