«Праздник праздников»

Пасха – самый торжественный христианский праздник, и, конечно, пасхальные традиции уходят своими корнями в глубь веков. В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». Пасху всегда отмечали как день великой радости.

Один из главных пасхальных обычаев – традиция красить яйца и обмениваться ими. Первоначально их красили только в красный цвет, потом в традиционные розовый, желтый, зеленый, голубой. Позже на них начали рисовать христианские символы, орнаменты, пейзажи и даже писать краткие нравоучения. Постепенно разрисовывание яиц стало подлинным искусством. Сложилась художественная традиция, появились коллекции и возникли забавные выдумки вроде сувенирных яиц из разных материалов.
 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Селенит, краска, токарная работа, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Селенит, краска, токарная работа, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба
 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Смальта цветная, литьё. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Смальта цветная, литьё. Из коллекции СПб музея Хлеба
 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Камень змеевик, токарная работа. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Камень змеевик, токарная работа. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Уже во времена правления Алексея Михайловича для раздачи на Пасху каждый год готовили около 30 тысяч яиц. Наряду с натуральными, там были резные и расписные яйца из кости и дерева. В XVII веке фамилии мастеров, которые поставляли ко двору пасхальные яйца, «писанные разными красками по золоту», уже известны: Прокопий Иванов, Богдан Салтанов, братья Зубовы, Василий Кузьмин.

В XVIII – XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца стали распространены среди разных слоев населения. Ювелирные яйца были подвержены модным веяниям и часто изменяли свой облик. А простые деревянные крестьянские «крашенки» (яйца, окрашенный в один цвет) и «писанки» (украшенные узорами и орнаментами) практически не менялись с течением времени.
 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX в. Дерево, масляная краска, роспись, токарная работа. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX в. Дерево, масляная краска, роспись, токарная работа. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Петровские реформы способствовали появлению новых материалов (фарфор, папье-маше), что отразилось и в изготовлении пасхальных яиц. Первое фарфоровое яйцо было создано изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. И с тех пор производство было поставлено на промышленную основу. Вплоть до революции Императорский фарфоровый завод каждый год выпускал пасхальные яйца, в том числе для членов императорской фамилии «на раздачу» при христосовании.
 

Яйцо пасхальное декоративное. Начало ХХ в. Фарфор, обжиг, роспись, крытьё, отводка. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Начало ХХ в. Фарфор, обжиг, роспись, крытьё, отводка. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Фарфоровые яйца чаще всего были подвесные и имели сквозное отверстие, через которое продевалась лента с бантом. Такие яйца подвешивали под иконы в красном углу.
 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Фарфор, литьё, обжиг, деколь, отводка. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Фарфор, литьё, обжиг, деколь, отводка. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Пасхальные яйца из разных материалов расписывали часто в иконописных мастерских, а производили и на крупных фабриках, и кустарным способом на территории всей страны. Но до непревзойденного уровня мастерства, фантазии и изящества искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц довела фирма Карла Фаберже.

В дореволюционной России существовала традиция девочкам из состоятельных семей дарить каждый год на Пасху миниатюрное сувенирное яйцо с отверстием. Через несколько лет у нее собиралась целая коллекция, и девушка могла носить их в качестве ожерелья.
 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Стекло, эмаль, литьё, огранка, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX - начало ХХ вв. Стекло, эмаль, литьё, огранка, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX в. стекло, краска, литьё, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Конец ХIX в. стекло, краска, литьё, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

В петербургских кондитерских XIX века можно было приобрести перед Пасхой самые разнообразных подарочные яйца – стеклянные, фарфоровые, деревянные или картонные, в виде шкатулок или подвесок, пустые или с сюрпризом внутри.
 

Яйцо пасхальное декоративное. Начало ХХ в. Дерево, краска, лак, токарная работа, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

Яйцо пасхальное декоративное. Начало ХХ в. Дерево, краска, лак, токарная работа, роспись. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Чернильница в форме яйца. Начало ХХ в. металл, стекло, литьё, гравировка. Из коллекции СПб музея Хлеба

Чернильница в форме яйца. Начало ХХ в. металл, стекло, литьё, гравировка. Из коллекции СПб музея Хлеба

 

Шкатулка в форме яйца. Конец ХIX - начало ХХ вв. Металл, скань, зернь. Из коллекции СПб музея Хлеба

Шкатулка в форме яйца. Конец ХIX - начало ХХ вв. Металл, скань, зернь. Из коллекции СПб музея Хлеба

Выставка Тип: